26 апреля 2017, среда

Праздники России

Культура

08.02.2017

А о чём «Викинг»?

Оговорюсь сразу: это чисто субъективные заметки обычного зрителя. Своё мнение я никому не навязываю. Но поделиться хочется.

 

Итак, нашумевший «Викинг» – фильм Первого канала, который очень активно продвигал в массы своё детище. Потому и неудивительны такие небывалые сборы: уже в первые девять дней проката он собрал больше миллиарда рублей. Думаю, в этом заслуга именно рекламы. Картину закупили 26 стран. Посчитали шедевром? Или заинтересовались русской историей? Хорошо бы, но сомневаюсь. Сдаётся мне, что цель другая: получить доказательства того, что мы, русские, – потомки диких агрессивных славян, почему, мол, в современном мире и такое отношение к нынешней России (яблочко от яблоньки…).

Отечественная киноиндустрия научилась снимать фильмы и использовать компьютерную графику не хуже американцев. Получилось зрелищно и эффектно (особенно нарисованный тур невероятных размеров). А вот о чём хотели сказать зрителю автор сценария и режиссёр картины – непонятно. Уверена, многие, кто посмотрел фильм и знает, что в центре Москвы у Боровицких ворот установлен величественный памятник князю Владимиру, но не очень знает историю Древней Руси, наверняка недоумевают: а за что памятник-то?

За весь фильм – ни одного эпизода, который бы вызвал чувство гордости за свою национальную историю, ни одной светлой сцены, ни одного светлого пятна: ни солнца, ни поля, засеянного рожью или льном (как будто наши предки и не земледельцы вовсе), ни берёзки у околицы. Одна серость, угрюмость, бесконечная грязь (всё это для пущей зрелищности снимают даже с высоты птичьего полёта и крутят-вертят кадры, чтобы у зрителя закружилась голова), тёмные и мрачные, похожие на хлев жилища, даже княжеские, и дикие люди, которые живут одними эмоциями и выражают их звериными криками. И это – княжеские сыновья! Что уж говорить о простолюдинах?

Понятно, что наши предки – язычники. Но не психи же! Однако герои именно такими и предстают на экране перед удивлёнными потомками. Князья орут, как бешеные. Что на охоте на тура, что в боях, что в греческом храме (князь Владимир). Язычники, поклоняющиеся на капище перунам и прочим стрибогам (впрочем, по фильму у каждого князя, видимо, имелся свой персональный божок; а сделаны они в виде столбов, хотя известно, что Владимир поставил серебряного языческого истукана), – какие-то дикие умалишенные с лысыми головами, даже женщины. Это что-то новенькое. Ибо на Руси у женщин всегда были косы, и у замужних они убирались под платок. А тут заторможенные, будто обкуренные героини с бритыми черепами, словно только что выпущенные из палаты номер 6.

На челе князя Олега для чего-то сделали татуировку… (У нашей поп-дивы Наргиз позавидовали?) «Прорицатель», толкующий язык богов, использует неприличные жесты, прям как Джигурда на ток-шоу. Это и есть Древняя Русь?! А самое мерзкое и противное – наших предков показали лживыми, двуличными. Спутали с восточниками? Уж кто-кто, а русские во все времена умели держать слово, лживость не в нашей природе (за исключением отдельных индивидуумов…)!

И как противопоставление дикой Руси – Корсунь: солнечный, яркий, красивый город с чистыми прямыми улицами и площадями, украшенными зеленью, где живут совсем другие люди: умные, спокойные, сдержанные. Примитивный подход: если Корсунь – то лето, солнце, краски, красивые наряды людей, а если города славян – то непременно зима, мрак, грязное месиво, рубахи цвета мешковины и звериные шкуры. Древняя Русь находится на широте Магадана что ли? Правда, и под благословенной Корсунью, где стоит дружина Владимира, обязательно появляется грязь!

Написав эти строки, поймала себя на мысли: а создатели фильма – патриоты своей Родины или кто? Не засланные ли казачки?!

Страшную сказку со счастливым концом показали они нам: вот герои орут звериным рыком, вот единокровные князья воюют друг с другом и убивают брат брата неизвестно за что (мясо тура не поделили?!), вот главный герой, дикий русский князь Владимир насильничает свою будущую жену на глазах у её родителей и убивает будущих тестя с тёщей – и вдруг превращается в христианина («вот что делает с людями любовь»?). И всё в один миг преобразилось: солнце засияло в Киев-граде, народ сменил свою унылую одежду цвета грязного мешка из-под картошки на светлую (и когда только успел отбелить лен?). И спокойный, улыбающийся и счастливый скопом вошёл в воды Днепра креститься.

Как на самом деле и по какой причине произошло перерождение дикого князя в крестителя Руси, которого его современники назвали Красным Солнышком, а Церковь – равноапостольным, как он сумел убедить народ принять Православие – непонятно. Учите историю, читайте религиозную литературу. Фильм, к которому создатели готовились с 2008 года, вам об этом не расскажет. В нём, увы, ни сюжетной линии, ни исторической правды. Зато акцент сделан на «жёсткость и эротичность», в чём открыто признаются авторы.

Одним словом, блокбастер! «Продукт»! Главная цель которого, похоже, – кассовый сбор!

А я-то, наивная, думала – привлечь внимание к собственной истории, заставить молодёжь гордиться своими корнями, пробудить патриотизм и любовь к Родине: вон ведь как удачно совпало – и памятник в сердце столицы, и фильм практически одновременно!.. Полагаю, так думал и народ, потому и повалил в кинотеатры…

 

P. S. У вас иное мнение? Поделитесь, пожалуйста.

Людмила САЛЯЕВА.

Оставить комментарий