01 июня 2020, понедельник
Областные новости
29.05.2020
Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области приглашает принять участие в VI Всероссийском конкурсе СМИ, пресс-служб компаний ТЭК и региональных администраций «МедиаТЭК».
29.05.2020
Начиная с понедельника, 1 июня 2020 года, поликлиника Пензенской областной клинической больницы имени Н.Н. Бурденко начинает осуществлять приём плановых пациентов.
29.05.2020
АСИ проводит опрос бизнесменов на платформе «Смартека» и в Telegram, чтобы найти самые эффективные и доступные меры поддержки бизнеса во время пандемии коронавируса.

Праздники России

Социальная сфера

25.12.2019

В тени самолётов

Его родители – отставной солдат Алексей Фёдорович Миронов, уроженец села Кривозерье, и Матрона Афанасьевна Мордовина, родом из села Усть-Атмис (Новая Пятина) – переселились в начале прошлого века в Бакинскую губернию, станцию Баладжары. К тому времени завершилось строительство Закавказской и Владикавказской железных дорог.

Виктор Алексеевич родился 31 декабря 1917 года. Когда ему было 6 лет, умер отец. После окончания 7 классов средней школы работал слесарем в вагонном депо станции Баладжары, затем в районном промысловом тресте «Кировнефть» Азнефтекомбината. После призыва в Красную Армию В. А. Миронов был направлен в Киевскую окружную школу младших авиационных специалистов, где изучал скоростные двухмоторные бомбардировщики СБ. А после окончания школы в 1940 году продолжил воинскую службу в должности авиамоториста в 226-м скоростном бомбардировочном авиационном полку, оснащённом новейшими для того времени ближними бомбардировщиками Су-2. Полк базировался на аэродроме Жуляны в Киеве, имея на вооружении 55 самолётов. С началом Великой Отечественной войны, меняя дислокацию и действуя с разных аэродромов, полк приступил к боевым действиям по срыву немецкого наступления на Юго-Западном фронте, оказывая поддержку пограничным и полевым войскам Красной Армии. После ожесточённых, кровопролитных боёв, понеся большие потери материальной части и личного состава, оставшиеся 10 бомбардировщиков передали в другой полк, а летный и технический состав в сентябре 1941 года был отправлен железнодорожным транспортом в Каменку-Белинская (ныне г. Каменка) Пензенской области. По прибытии личный состав был размещён в бывшей усадьбе графа В. Н. Воейкова. Здесь при 10-м запасном авиаполку 1-й запасной авиабригады личный состав был переучен на штурмовики Ил-2, а полк переформирован в 800-й штурмовой авиационный полк. К слову сказать, 10-й ЗАП, дислоцировавшийся в Каменке с сентября 1941 по ноябрь 1944 года, выполнял большую работу по подготовке маршевых авиаполков и отдельных эскадрилий для фронта. В его составе прошли подготовку немало лётчиков и воздушных стрелков, обессмертивших свои имена на фронтах войны, многие лётчики стали Героями Советского Союза, а некоторым присвоено это звание дважды. Так и 800-й штурмовой авиаполк (ШАП), получив в мае 1942 года на оперативном аэродроме Мертовщина (ныне село Сосновка Бессоновского района) самолёты Ил-2, продолжил боевые действия на Брянском и Юго-Западном фронтах, наносил штурмовые удары по самолётам на аэроузлах противника, уничтожал живую силу врага и его технику.

Очень трудным и сложным было это время. Штурмовики несли большие потери. Не хватало опыта в противодействии зенитной артиллерии противника, в воздухе господствовали истребители противника, не было отлажено взаимодействие с истребителями прикрытия, а отсутствие воздушного стрелка у одноместного Ил-2 делало самолёт уязвимым со стороны задней полусферы. Тактику боевого применения самолёта пришлось разрабатывать уже самим лётчикам ценой собственной крови, вдохновляясь горьким опытом потерь.

После тяжёлых и ожесточённых боев с превосходящими силами противника, практически потеряв боеспособность, в июле 1942 года полк снова был выведен в тыл, в город Чапаевск Куйбышевской области за пополнением.

Получив пополнение, переформированный в трёхэскадрильный состав 800-й ШАП в октябре 1942 года в составе Калининского фронта продолжил боевые действия. В это же время в полк начали поступать с заводов двухместные Ил-2 с оборудованной задней огневой точкой для воздушного стрелка. Участвуя на Калининском, а затем на Воронежском, Степном, Втором и Первом Украинских фронтах во многих стратегических наступательных операциях, полк наносил штурмовые удары по вражеским наземным войскам, железнодорожным станциям и эшелонам, мостам, аэродромам противника, уничтожал его самолёты в воздушных боях, вёл разведку, ставил дымовые завесы, оказывал штурмовую поддержку наземным частям при форсировании рек и в освобождении и взятии городов.

За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава 800-й штурмовой авиационный полк был преобразован в 144-й Гвардейский штурмовой авиационный полк, а за исключительно высокие боевые качества личного состава полка, проявленные в Львовской операции и при освобождении Львова, полку присвоено почётное наименование «Львовский». За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом высокое боевое мастерство, доблесть и мужество полк был награждён орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого II степени. Всего за период Великой Отечественной войны полком произведено 6 913 боевых вылетов, получено 56 Благодарностей от Верховного Главнокомандующего. 12 лётчиков полка удостоены высокого звания Герой Советского Союза, одному лётчику это звание было присвоено дважды.

К сожалению, я не застал деда в живых, он умер рано, вскоре после войны в 1953 году, и мне не довелось побеседовать с ним и расспросить о том нелёгком периоде. Но, изучая мемуары его однополчан, документы ЦАМО из наградного фонда и фондов авиационных соединений и самого полка, по крупицам собрал информацию о биографии моего деда и боевом пути полка, с которым его связывали долгие 6 лет службы. В сентябре 1942 года В. А. Миронов был назначен на должность механика авиационного, а в декабре того же года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом доблесть, мужество и выдающиеся заслуги в деле боевой подготовки частей сержант Миронов Виктор Алексеевич награждён медалью «За боевые заслуги». В канун нового 1943 года прабабушка Матрона Афанасьевна получила Благодарственное письмо от командования полка.

В решении боевых задач лётчикам и воздушным стрелкам помогал технический состав: инженеры, техники, механики, оружейники, мотористы. Все эти люди вложили много героического труда и внесли большой вклад в дело разгрома врага. Раньше всех поднимаясь утром, весь день проводя на аэродроме в метель и пургу, продуваемые калеными ветрами, в лютый мороз и стужу, когда руки деревенели и пальцы липли к холодному металлу, в осеннее ненастье, в дождь и летний зной, они часто оставались на ночь, готовя самолёт к утру, ремонтируя повреждения после боевых вылетов или производя регламентные работы. Всю работу необходимо было закончить в самые сжатые сроки. Война не терпела простоев, и от технического состава иногда требовалось максимальное напряжение сил, потому работали по двое-трое суток без сна и отдыха. В дни интенсивной боевой работы полка на различных участках фронта с полевых аэродромов в суровую зиму, в осеннюю и весеннюю распутицу, когда дожди делали лётное поле абсолютно непригодным к эксплуатации, технический состав полка отлично справлялся с обеспечением боевых вылетов. Иногда в распоряжении механиков на подготовку самолётов имелось не более 30 – 40 минут. За это короткое время они должны были зарядить самолёт горючим, маслом, боеприпасами, осмотреть самолёт и мотор и успеть устранить некоторые обнаруженные дефекты, плюс к этому, когда спецтранспорт еле передвигался, нужно было носить воду и мыть самолёты.

Вот как вспоминает в своей книге «Флагман штурмовой авиации» бывший командир 9-го гвардейского ШАД, в которую входил 144 гвардейский ШАП, С. А. Донченко: «…под Корсунем-Шевченковским…<...> Не радовала и погода: всё вокруг буквально тонуло в ледяной грязи, над полями носились массы мокрого снега вперемешку с дождём. Взлетать с грунтовых аэродромов приходилось, как тогда говорили авиаторы, “с плеч” технического состава. Авиаспециалисты брались за плоскости, приподнимали и раскачивали самолёт, а пилот давал полный газ и начинал разбег. Поистине титаническую работу выполняли техники, механики, мотористы, оружейники… В. Миронов, А. Горбатов...».

Взлетят экипажи на задание, а механики так и стоят на пронизывающем ветру, с тревогой и до боли в глазах всматриваясь в мглистую даль, или нетерпеливо ходят вдоль взлётной полосы, ожидая их возвращения, переживая и не находя себе места.

Каждый механик полка лично проделывал громадную работу, обслуживая самолётовылеты, производя десятки ремонтов, как на аэродромах, так и на вынужденных посадках, а также и замену моторов. Сама по себе работа по замене моторов трудоёмкая и тяжёлая, тем более в полевых условиях при отсутствии технических средств, и занимала 3 – 4 дня. Но благодаря накопленному опыту многие механики полка выполняли эту работу в течение одного дня. Самолёт закатывали в траншеи под перекладину, снимали старый мотор, затем самолёт выкатывали, мотор опускали на пирамиду, отвозили в сторону, на его место подтаскивали новый мотор и поднимали, а потом снова самолёт закатывали в траншеи и на него устанавливали новый мотор.

По воспоминаниям С. А. Донченко, авиаспециалисты занимались порой и совершенно несвойственными им делами: строили капониры для самолётов, отрывали окопы и щели для укрытия на полевых аэродромах, расчищали рулежные дорожки, трамбовали воронки. Отдыхали специалисты обычно в землянках, даже вблизи населённых пунктов. Нередко им приходилось спать и под открытым небом возле самолётов лишь на подстилке из древесных ветвей, соломы, на старых самолётных чехлах, просыпаясь порой уже в луже воды от идущего дождя.

При нападении противника на аэродром механики и мотористы брали в руки оружие. В случае воздушных атак использовали турельные оборонительные пулемёты УБТ в задней кабине Ил-2. Иногда летали на боевые задания в качестве воздушных стрелков.

В мае 1945 года авиационный механик, старший звена управления 144-го Гвардейского ШАП, гвардии старший сержант технической службы В. А. Миронов был награждён орденом Красной Звезды за мужество и самоотверженность в работе по обслуживанию 120 боевых самолётовылетов, материальная часть в которых работала безотказно. Всего за период войны мой дед обслужил 225 успешных боевых самолётовылетов, произвёл множество ремонтных работ. Только за период Берлинской наступательной операции он сделал 14 текущих и 27 мелких ремонтов материальной части самолётов Ил-2.

После окончания войны дед продолжил службу со своим полком в Центральной группе войск в Австрии, недалеко от Вены. Был награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». Получил ряд Благодарностей от командования.

После демобилизации с 1946 по 1949 годы работал слесарем тракторной базы районного промыслового треста «Кировнефть» производственного объединения «Азнефть» в Баку. После переезда с семьёй в Нижний Ломов с 1949 по 1953 годы работал слесарем 8-го цеха Нижнеломовского электромеханического завода, в то время именовавшегося как п/я № 5. Получил ряд Благодарностей от руководства предприятия.

10 июля 1953 года дед трагически погиб.

Александр Миронов.

Оставить комментарий