14 ноября 2018, среда
Областные новости
13.11.2018
С 18 сентября по 18 декабря 2018 года эксперты Центрального банка Российской Федерации проведут более 500 онлайн-уроков финансового просвещения для учащихся старших классов со всей страны.
12.11.2018
12 ноября в Пензе в Областной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова состоялась XXVI Конференция Пензенского регионального отделения партии «Единая Россия» под председательством Секретаря, председателя Законодательного Собрания Валерия Лидина. На ней была проведена ротация политсовета реготделения, а также избраны делегаты на XVIII Съезд «Единой России», который состоится 7 – 8 декабря в Москве.
12.11.2018
12 ноября в Пензе, в Областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова состоялся второй этап региональной дискуссии партии «Единая Россия» «Обновление - 2018».

Праздники России

Социальная сфера

01.11.2018

И это всё – о Ней!

Она была незаметной в обыденной жизни – невысокого росточка, хрупкого телосложения, неброско одетая, с самой заурядной внешностью. Таких называют серой мышкой. Мимо неё пройдёшь в толпе и не заметишь. (Хотя в молодости слыла первой модницей, а в РДК – так вообще иконой стиля, с которой брала пример молодёжь.) Но она становилась королевой во время премьер своих спектаклей, она притягивала к себе восхищённые и влюблённые взгляды зрителей и вызывала желание всего зала (чаще всего переполненного) долго аплодировать ей стоя. Она – это гордость земли нижнеломовской, непревзойдённый режиссёр местного народного театра «Феникс», человек большого таланта и щедрой души Лариса Фёдоровна БОЛЕЕВА, ушедшая от нас полгода назад.


Но она не ушла и не уйдёт из сердец и памяти людей, кто хоть однажды соприкоснулся с ней. А таких в Нижнем Ломове и районе сотни и сотни. Это люди, которым она подарила ни с чем не сравнимую радость творчества – её любимые самодеятельные актёры не одного поколения. Это её верные благодарные зрители. О таких, как она, – талантливых, преданных своему делу, искренних, неравнодушных к людям, щедрых душой, настоящих! – будут помнить всегда, пока сами живы.


...В этот субботний вечер нижнеломовцы – птенцы её театрального гнезда и почитатели её выдающегося таланта собрались в краеведческом музее, чтобы кулуарно отметить день рождения своей незаурядной современницы, почтить память своей замечательной землячки, ставшей для многих по-настоящему близким и родным человеком.


Устроители мероприятия (особенно хочется отметить Ирину АСТАНИНУ, инициатора вечера памяти и автора сценария, Юрия Викторовича ТИШИНА, обеспечившего техническое сопровождение действа, и ведущих Любовь ДУРИНУ и Ирину СТАРОСТИНУ) показали себя достойными учениками своего одарённого Учителя. Все собравшиеся были растроганы до слёз. И воспоминаниями, и тёплыми словами в адрес виновницы торжества, и удачно подобранными стихами. Неожиданным сюрпризом вечер стал и для сына Ларисы Фёдоровны Антона БОЛЕЕВА, приехавшего из другой области в день рождения мамы посетить её могилку. С ним, маленьким на руках, Лариса Фёдоровна объездила в своё время со спектаклями все сёла Нижнеломовского района. А таких поездок было до 17-ти за сезон!


В этот субботний вечер россияне с благодарностью и восхищением вспоминали о двух больших талантах: на центральном телевидении – о Николае Каранченцове, покинувшем нас накануне, в Нижнеломовском краеведческом музее – о Ларисе Болеевой, ушедшей 21 апреля 2018 года. Эти незаурядные личности родились в один день – 27 октября.
В фойе музея – с любовью оформленная большая фотовыставка «И это всё о ней...» (Памяти режиссёра Л. Ф. Болеевой). На фотографиях – одухотворённое и такое родное лицо! Лариса!.. Её многим будет не хватать в жизни. С ней ушла целая эпоха.


Эта эпоха мелькает на экране сценами из спектаклей разных театральных сезонов, лицами актёров разных лет, программками, на которых рукой режиссёра с любовью написаны индивидуальные пожелания актёрам. Она писала их ночами, находя каждому нужные слова, чтобы в день премьеры вручить своим питомцам.


Как она могла находить артистов для своей труппы? Чем могла привлечь их – занятых учёбой или работой, семьёй или юношеской любовью, домашними делами, но при этом готовыми пожертвовать своим личным свободным временем? Чем могла увлечь на многие годы (некоторые играли в её театре десятилетиями, как, например, Николай Александровия МОИСЕЕВ, отдавший театру 35 лет!) и сделать близкими на всю жизнь? Эта загадка. Ведь на репетиции она могла своих прим и колотушкой назвать, и тех, кто в обычной жизни был начальником, послать куда подальше, и наорать. Но на следующий день «посланные» как ни в чём не бывало звонили и интересовались: «Ларисфёдн, когда следующая репетиция?».


Она умудрялась стать своей во многих семьях и трудовых коллективах города. Сопричастной многим коллективам. Взять нашу редакцию. В театре у Болеевой в разные годы играли мои коллеги Вячеслав ПИТЧЕНКО, Юлия ПОЛУНИНА, Михаил БЕЛЯКОВ. У нашей сотрудницы Натальи Алексеевны ФАТИНОЙ и у меня самой играли дочери – Юлия КЛИМЕНКО и Радмила САЛЯЕВА. А взять нашу больницу! Так там вообще половина врачей и медработников среднего персонала ещё и артисты! Да какие! На «Свадьбу Бальзаминова», чтобы насладиться их игрой, мы семьёй ходили не менее трёх раз подряд! И всегда был аншлаг! Это было культурное событие отнюдь не районного масштаба!


Впрочем, как и сама режиссёр – талант далеко не районного масштаба. Она могла поставить за сезон до двух-трёх великолепных спектаклей! Два в РДК: с основной труппой и «больничной» и один – со студентами педучилища. В советское время её спектакли записывали на областном телевидении. Ей были подвластны и современность, и классика.
У неё была «чуйка» на талантливых людей. Увидев в педучилище игру студента Николая ИВАНОВА, сельского парнишки из Нового Шуструя, она сразу поняла, какой огромный актёрский талант сокрыт в этом человеке. И помогла ему раскрыться. И настояла, чтобы юноша поступал в московское театральное училище. И пришла на помощь в подготовке к отборочным турам. Сегодня он – один из ведущих актёров российского театра и кино, знакомый многим и многим зрителям страны. Ещё один актёр, окончивший Московский государственный институт культуры и искусств и играющий на столичных подмостках, Михаил МАЛИНИН.


У неё играли семьями. Сын и мать Михаил и Ольга Беляковы и Михаил и Надежда Малинины, отец и сын Владимир и Вячеслав Круду, супруги Любовь и Вячеслав Дурины, Ирина и Сергей Астанины, Светлана Акимова и Андрей Ежов, Елена и Вадим СЕРДОВИНЦЕВЫ и однажды – мама Вадима Ольга Николаевна СЕРДОВИНЦЕВА.


Она раскрыла талант Виктора Николаевича Кикина, которому в дальнейшем театральных подмостков оказалось мало, и он вышел на сцену ещё и в качестве вокалиста.
Она могла преобразить на сцене человека до неузнаваемости. Бывший заместитель главного врача Нижнеломовской ЦРБ Юрий Викторович Тишин и до сих пор изумляется:
– Как она могла из меня, в жизни серьёзного, строгого и сдержанного человека, сделать на сцене смешного, глупого и примитивного Бальзаминова?


А ещё она щедро делилась со своими воспитанниками секретами режиссёрского мастерства. Она вырастила для земли нижнеломовской двух режиссёров – Марину ЗУЙКОВУ и Елену ГРИШАЕВУ. Одна возглавляет народный театр в Центре культуры и искусств, вторая – молодёжную театральную труппу – театр-студию «Аполлон» в Центре детского творчества. Оба коллектива не так себе – титулованные! Признанные! И не только зрителями!


...Все мы слышали слова о великих актёрах: играл на разрыв аорты. Так говорят о Владимире Высоцком, так говорят о Николае Каранченцове. И это не просто красивые слова, некий литературный образ. Так оно и есть на самом деле. На разрыв аорты жила и Лариса Болеева. В прямом смысле этого слова. Рвалась, отдавала всю себя любимому делу, недосыпала, засиживаясь после репетиций со своими самодеятельными актёрами далеко за полночь, переживала, будучи по природе своей свободолюбивой и независимой в суждениях, боролась с несправедливостью (непременный «атрибут» жизни ярких и талантливых людей, а уж ей-то, Ларисе, чьё имя в переводе с греческого означает чайка – свободная птица, не раз пытались подрезать и подрезали-таки крылья!..), недоедала (имея большое неравнодушное сердце, в котором хватало любви и для родных, и для чужих, она ещё всю свою жизнь спасала бездомных котят и брошенных собак, превратив собственный дом в приют для животных, и каждый раз возвращалась домой с полными сумками еды для своих многочисленных питомцев, как сказал поэт, «братьев наших меньших» /подрабатывая для этого ещё и на стороне/, хотя саму уже, как говорится, ветром шатало). Она умерла неожиданно, от разрыва аневризмы. А по-другому жить и не могла...
Лариса, ты всегда будешь с нами!

 Сила искусства

Театральная труппа Ларисы Фёдоровны Болевой, режиссёра Нижнеломовского народного театра, едет со спектаклем в село Ива. Приехали, расположились в сельском Доме культуры, подготовили сцену. К назначенному часу народу – ни-ко-го. Подождали-подождали – опять ни одного зрителя.
– Что такое? – обеспокоенно спрашивают у работников клуба. – Где зрители?!
– Так стадо ещё не пригнали с пастбища, – отвечают им. – Вот пригонят, вечерняя дойка закончится, и зритель придёт.
Так оно и вышло. Пришёл зритель. И не просто пришёл – валом привалил. Сидячих мест в актовом зале не хватило. Народ столпился в проходах. А некоторые так вообще «легли» на сцену: она тут высокая, люди облокотились на неё руками, как ученики-первоклассники сидят за партой, и положили на руки лица, чтобы не загораживать другим зрителям обзор.
И вот идёт спектакль. Рядом со зрительскими лицами на сцене лежит умирает герой. Артист Аркадий Андреевич СКОПИНЦЕВ сложил на груди руки крестообразно и слабым голосом зовёт:
– Настёна... умираю... дай мне свечку...
«Настёна» (Валентина ЗАХАРОВА) не успела среагировать, как старушка-зрительница тут же живо откликнулась на весь зал:
– Сынок, а можа, те «Живые помощи»* дать?!
Трагическая сценка мгновенно превратилась в комическую. Битком набитый зал грохнул от смеха.
Помните, как так же непосредственно отреагировала мама Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля», когда тот, играя в спектакле, крикнул на сцене: «Я гибну... мать... прощай!»:
– Юра, я тут! – вскочила женщина с места в зрительном зале.
Вот такова она – сила искусства!

* «Живый в помощи Вышняшняго» – так начинается 90-й псалом в Псалтири (Ветхий Завет), который народ назвал «Живые помощи».

Людмила САЛЯЕВА.

Оставить комментарий