17 октября 2021,
Областные новости
15.10.2021
Благодаря меморандуму, подписанному губернатором Олегом Мельниченко и генеральным директором компании Виталием Мутко, в пензенский регион могут быть привлечены дополнительные средства, стимулирующие развитие жилищного строительства.
15.10.2021
В наше время знание возможностей IT-технологий открывает отличные перспективы для профессионального роста.

Праздники России

Образование

23.06.2021

Времена и традиции школы № 4

Что выдает его: походка ли (стремительная, ведь надо всё успеть), осанка ли (нужно держаться прямо, ведь на тебя смотрят двадцать пять пар детских глаз), взгляд ли (строгий или мягкий, но всегда внимательный), манера ли держать себя (подчёркнуто корректно, вежливо, сдержанно)? Наверное, ответ на данный вопрос у каждого будет свой. Но эта неуловимая печать связана с влиянием школы. Причём не в казённом смысле – «образовательное учреждение», а в другом, высоком: цель, образ и смысл жизни, сама жизнь рядом с детьми, в живом, одухотворённом, подвижническом труде учителя, воспитателя, наставника. Школа – это для учителя синоним самой жизни. Это целый мир с его законами, со своим особенным ритмом, с суетой и беготнёй на переменах и уроках, это уникальная атмосфера детской непосредственности, искренности, жизнелюбия, энергии. И сегодня мы предлагаем вам окунуться в жизнь школы № 4 нашего города. В 2021 году ей исполняется 75 лет.

 Век минувший

Возможно, неправильно делить историю школы всего на два этапа, на два временных промежутка. Уверена, что их было гораздо больше, и каждый из них внёс свою лепту в облик этой современной школы, которая по праву считается одной из сильнейших в районе. Но в широком смысле слова когорта учителей, работавших в ней в разное время, позволяет их самих считать целой историей. Ведь самое главное достояние школы – люди. Безупречно интеллигентные, культурные, грамотные, принципиальные, порядочные, эти учителя по-настоящему любили свою работу и большую, светлую, уютную школу. Всегда сильным был клан математиков, по-настоящему увлечённых «царицей наук», с лёгкостью решающих хитроумные задачки и головоломки (К. И. Натёсова, М. С. Поволоцкая, М. М. Уланова, В. Ф. Тимаков, В. И. Петряев, Е. В. Лукошкина, Э. П. Баранова, Н. И. Маткина, С. И. Бихтяков, Г. П. Бихтякова, Т. Н. Захарова, В. Н. Уракчеева, Н. Г. Рытикова). Поражали творческой, живой мыслью литераторы и историки Т. Ф. Решетникова, Т. Д. Некрасова, Г. П. Хорева, З. И. Озерова, Н. Г. Сальникова, В. А. Плаксина, Л. В. Матюха, Н. В. Колемасова, Г. П. Ембулаева, Л. А. Носова, М. Н. Пояскова, Н. П. Суркова, В. Н. Горбунова, П. С. Ломов, В. П. Айдаров, В. И. Кукушкин, Г. И. Шилин (его жена В. С. Шилина долгие годы работала в школьной библиотеке), П. И. Пимуков, Т. И. Климова, Н. А. Тарханова, Ю. В. Пучков. Готовили к олимпиадам, подолгу засиживаясь вместе с учениками над труднейшими заданиями, ставя интересные опыты, представители естественных наук: физики Л. В. Волкова, В. Д. Токарева, Л. И. Чалышева, Ю. Е. Киселёв и О. И. Киселёва, Н. И. Шаронова, А. П. Калинин, В. Н. Карамышев, химики и биологи М. С. Степанова, К. Г. Слукина, А. В. Каблукова, Е. Н. Арзамасцева, Т. М. Галкина, З. П. Ахтямова, географы В. И. Боровков, Л. В. Мурашкина. Ставили спортивные рекорды, оттирали руки снегом, если кто-то вдруг их отморозил, талантливые, красивые учителя физической культуры А. Т. Загребин, М. М. Терёшкин, В. Н. Лукошкин, А. И. Решетников, С. И. Корнеев. Учили (и выучивали!) писать, считать, читать, быть командой, коллективом учителя начальных классов В. М. Воронина, В. П. Балахонова, З. А. Любишина, Л. А. Титова, В. Ф. Плаксина, Р. Ф. Маслова, П. Г. Швагрева, В. П. Новосельцева, Н. Ф. Кузнецова, В. С. Янкова, О. Г. Соснина, Г. Н. Буракова, Т. В. Перемышлина, О. И. Абликова, С. Н. Кусмарова, О. Д. Назарова. На таинственном иностранном языке с детьми говорили Т. П. Ситникова, Т. П. Маношкина, В. Н. Нефёдова (Фельдшер) Н. И. Сакаева, Т. Н. Карамышева. Преподавали военное дело, семьеведение, трудовое воспитание, основы здорового образа жизни Н. И. Уютов, Б. С. Белоножкин, В. Н. Мещеринов, О. А. Дыченко (Миронова), А. Д. Решетников, Л. В. Пимушкина, Г. С. Митрохина, Е. М. Спирина, а черчение и изобразительное искусство – Н. Ф. Новичков, Т. Н. Шкурыгина, Т. В. Горбунова. Все они, без исключения, были профессионалами высокого класса, людьми с чутким сердцем, а некоторые из них стали настоящей легендой. Это они заложили краеугольный камень высокого профессионализма, традиции наставничества и взаимопомощи.

Век нынешний

Прошло 75 лет. Что же сказать о «веке нынешнем»? Во-первых, это люди, которые бережно переняли учительский и человеческий опыт педагогов-наставников, их особый педагогический кодекс учителя школы № 4: гуманизм, профессионализм, независимость, объективность, верность профессии и осознание её огромной роли в обществе. Это учителя, которые повторяют ставшие крылатыми высказывания своих выдающихся предшественников, видя в них и совет, и афоризм, и парадокс: «Лучше три морщинки на лбу, чем одна на чулке» (Е. В. Лукошкина), «Когда есть готовишь, картошку чистишь, головушка-то свободна! Вот и думай!» (Т. И. Климова), «У женщины в безупречном порядке должны быть голова и обувь» (Т. Н. Захарова), «Урок надо делать как можно проще и понятнее» (Л. В. Матюха), «Дети не меняются, меняемся мы. А дети всегда стремятся к честности, добру, справедливости» (В. Н. Лукошкин). Во-вторых, учителя школы № 4 готовы учиться и меняться: они чрезвычайно мобильны. Нельзя не быть мобильным, если в школе сделан современный капитальный ремонт, если в ней с 2020 года функционирует «Точка роста» (центр гуманитарного и технологического образования), оснащённая современным оборудованием для уроков ОБЖ, технологии, информатики, если так много детей становятся победителями и призёрами конкурсов областного и всероссийского уровня, если педагоги школы отмечены победами различного уровня, в том числе занесением в Галерею педагогической славы Пензенской области. По-прежнему ломают голову над задачами и готовят непокорных учеников к ЕГЭ математики О. И. Болеева, А. В. Шишкина, В. В. Глухова, И. В. Иванова и учитель физики Г. И. Кудинов, спорят о Салтыкове-Щедрине и Тургеневе литераторы Л. В. Перетрухина, Н. Н. Арзамасцева, И. Ю. Плаксина, В. В. Дулесина, М. Ю. Шуваева. Сражаются с огромными картами историки С. В. Зимина, В. И. Хлобустова, М. Н. Проскорякова, М. П. Бертякова, со словарями иностранных слов – учителя иностранного языка О. В. Парфёнова, Г. А. Карамышева, С. А. Колесина. По-прежнему в тесном сотрудничестве учителя естественных наук Н. В. Тюмерова, Г. А. Кубрина, Е. Ю. Каблукова, а также учителя начальных классов, которые зачастую представляют собой государство в государстве: Т. В. Ломакина, О. Н. Захарова, Т. В. Морева, Г. В. Глухова, З. И. Тураева, Е. А. Попова, Т. В. Чураева, О. А. Кадомцева, О. В. Мангушева, М. В. Кусмарова, С. В. Митрохина. Основы здорового образа жизни закладывают учителя физической культуры Г. В. Сурков, С. А. Холдеева, А. А. Кравцев, трудового воспитания – С. В. Илюхина, эстетический вкус, любовь к музыке – М. В. Райкова, информационную грамотность – учитель информатики Н. Н. Саблина. Уважение к книге – библиотекарь Е. А. Митюшова. Всё так же они, как и двадцать, и тридцать, и семьдесят пять лет назад, сидят в учительской, корпят над тетрадями, разбирая причудливый детский почерк. Они привычным движением поправляют на носу очки, торопясь читают перед уроком подготовленный конспект, по ночам ищут интересный материал, чтобы убедить, заинтересовать, заставить думать. Они с неутомимой энергией участвуют в конкурсах и мероприятиях. Они искренне расстраиваются до слёз и сердечной боли, если ученики не учат, не ценят, не понимают, и радуются пятёркам, ясным глазам, быстрым ответам своих подопечных. Они все вместе в праздник поют «На тропинке, луной запорошенной», говорят об учениках и мечтают о поездке в драмтеатр всем коллективом. Они вкладывают душу в работу, и поэтому их глаза горят, а сердце всегда неспокойно.

 А век грядущий?

75 – вовсе не возраст. Поэтому «веку грядущему», безусловно, быть. Но он, этот век, его дух закладывается уже сейчас. Нынешними учителями, их словами, делами. Все эти уроки и классные часы, беседы и споры, даже конфликты и непонимание – всё это вплетается в летопись школьной жизни, а выпускники вплетут свои достижения в летопись города, района, страны. Так пусть же эта жизнь самой лучшей четвёртой школы будет богата событиями, радостными моментами, новыми открытиями, пусть в ней всегда найдётся место чуду и удивлению!

 

 

Марина ШУВАЕВА.

Оставить комментарий