17 октября 2021,
Областные новости
15.10.2021
Благодаря меморандуму, подписанному губернатором Олегом Мельниченко и генеральным директором компании Виталием Мутко, в пензенский регион могут быть привлечены дополнительные средства, стимулирующие развитие жилищного строительства.
15.10.2021
В наше время знание возможностей IT-технологий открывает отличные перспективы для профессионального роста.

Праздники России

Образование

30.03.2021

Метод есть!

Уже несколько лет в школах области существует «Служба примирения», призванная восстановить правосудие и помочь ребёнку относительно безболезненно выйти из сложившейся конфликтной ситуации. О том, как работает эта служба в школе № 1 Нижнего Ломова, мы поговорили с психологом этого образовательного учреждения Ириной Павловной ШАЛИМОВОЙ:

– Совершенно очевидно, что конфликты между детьми бывают разные, и способы поведения, выходы из них тоже отличаются. Но уже само наличие конфликта даёт понимание того, что его нельзя доводить до затяжного противостояния, иначе произойдёт взрыв.

– В чём состоит преимущество «Службы примирения» перед другими методами разрешения конфликтов? И как происходил процесс её организации в школе?

– Сразу отмечу, что это совершенно иной подход к выходу из конфликта, так как помощниками здесь выступают школьники. Именно они, как незаинтересованные стороны, выслушивают ребёнка, оценивают сложившуюся ситуацию и дают рецепт выхода из неё. Конечно же, в «Службу примирения» входят ребята, пользующиеся авторитетом и высокой степенью доверия среди учащихся школы. Поэтому их выбор осуществлялся всеобщим школьным голосованием. В итоге образовалась группа из шести человек.

– Но это ведь непростое дело – разобрать причины конфликта и дать рациональный совет! Ребята учились оценивать поступки, запасались знаниями психологии?

– Даже мы, психологи, проходили обучение специальным технологиям, которые позволяли изменить традиции реагирования на конфликтные ситуации. Что уж говорить о детях, жизненный опыт которых не столь велик, чтобы правильно, без лишних эмоций помочь восстановить доброжелательные отношения. И они, конечно же, тоже учились: в Пензе была организована лагерная смена, где опытные психологи наделили ребят необходимым запасом знаний. Но, к сожалению, эта идея вскоре потеряла финансовую поддержку, поэтому в последующие годы весь груз обучения лёг на плечи школьных психологов.

– В каких случаях школьники готовы обратиться в «Службу примирения»?

– На первый взгляд поводы кажутся незначительными: не то сказали, не так посмотрели, а в результате – конфликт с одноклассниками. И всё дело в том, что нет опыта улаживания конфликта, умения выстраивать диалог. В этих случаях дети ярко проявляют свой эгоизм. Получается, что мне – можно, а другим – нельзя. Сразу видно, что сами справиться с этим конфликтом они не могут, нужны посредники.

– Как «Службе спасения» становится известно о появившемся конфликте?

– Вне всякого сомнения, что лучше всех проблемы учеников знает классный руководитель. Бывает, что об этом сообщают родители. Главное, вовремя заметить неладное в жизни школьника и не довести ситуацию до точки «кипения».

– Не случайно переходный возраст сродни боям без правил. В этот период детям свойственно соперничество, а для достижения цели они не щадят чувства других людей. Даже самых родных и близких…

– Хочу сразу заметить, что разрешение конфликта не даёт гарантии исключения подобной ситуации в будущем. И всё-таки дети получают бесценный опыт, разбирая возникшие противоречия со своими сверстниками. Ведь и во взрослой жизни конфликты будут случаться, а значит, нужно быть готовым к диалогу, уметь отражать удары.

– Ошибки у ребят из «Службы спасения» были?

– Да! Например, разбирая одну ситуацию, девочка посоветовала просто перейти в другой класс.

– И тогда на помощь пришёл психолог?..

– Конечно! Пришлось объяснить, что в другом классе возникнут те же самые проблемы. Поэтому решение должно стать другим. Что тут сказать? У подростка не хватило опыта!

– Чем опасны конфликты особенно в подростковом возрасте?

– Общество за последнее десятилетие сильно изменилось. Следовательно, стали другими и подростки, у которых сложилась своя картина мира и взаимоотношений в нём. Родителям бывает сложно заметить, что их ребёнка что-то тревожит, а о проблемах общения со сверстниками тот тоже не торопится рассказать. А самое главное, особое место в его жизни начинают занимать социальные сети, где находятся и кумиры, и группы единомышленников. Правда, мнимых и даже опасных. Именно оттуда идут призывы к суицидам, к расправе с обидчиками. И чтобы жизнь детей и родителей не превратилась в будущем в кошмар, не нужно избегать помощи специалистов-психологов. Главное, не молчать! Говорить вслух о проблемах! Открытые, честные отношения, в которых подросток доверяет и без опаски может попросить помощи в решении конфликта, дорогого стоят.

– Ирина Павловна, благодарим Вас за ответы на актуальную для многих тему и ждём новых вопросов от наших читателей.

Наталья КЛИМЕНКО.

Оставить комментарий